Ремонт проигрывателей виниловых пластинок

Доработка проигрывателя арктур 006 - главная страница

Основные неисправности проигрывателей

  • 1. Необходимо проверить питание. Если есть индикатор, то он должен индицировать напряжение
  • 2. Электродвигатель должен вращаться при включённом питании
  • 3. Ролик привода должен вращаться свободно
  • 4. Тонарм (звукосниматель) должен перемещаться без усилий. Если потрогать иглу тонарма, то из динамиков должен быть слышен звук шороха
  • 5. Переключатель скоростей вращения 78, 45 и 33 об/мин должен работать без особых усилий

Проблема может быть где угодно — от головки до выходных каскадов усилителя мощности. Поэтому самое первое что надо сделать — провести диагностику. Т.е. подключить весь тракт: вертушку, предварительный усилитель, усилитель мощности. И затем прощупать каскады, до какого места сигнал доходит и где теряется.

  • Проигрыватель не включается
  • Не вращается диск
  • Отсутствует звук
  • Искажение звука — звук начинает «плавать»
  • Некачественный звук (выпадение и шум)
  • Отсутствие регулировки
  • Вибрация

Проводка

«Провод в
тонарме не плох. С другой стороны на аппаратуре Александра и Константина замена
провода на литцентрат дала ощутимую прибавку в «разрешении». Но на
«ординарной» аппаратуре я бы это делал в последнюю очередь. С другой
стороны, если уж и перебирать тонарм, то надо поменять заодно.»

«Распаял два
шнурка из «литца» по микрофонной раскладке. И я просто в шоке! Эффект
на лицо»

«Пять проводов.
Сигнальные и холодные провода поканально свить друг с другом. Выходящие 
провода из тонарма без разрывов паяйте к тюльпанам.»

«Для подключения
контактов головки — я применил позолоченные контакты из разобранного разъёма —
«мамы» RS-232.»

«Я все четыре
провода веду в направлении от головки к усилителю. Пятый,
«земля» тонарма: или оставляю «родной», или ставлю
«скользкий» и очень тонкий МГТФ, чтобы меньше потом разбираться при
распайке.»

«всётаки для
тонармов обычно делают в районе 7 жил»

«1 Можно
применить микрофонные провода.

2 Провод ЛИЦ,
Литцендрат, ЛЭШО. Можно снять с катушек СЧ диапазонов старых приемников.

Проводку
необходимо припаять напрямую с головки на разъемы и заземлить минус на корпус.»

Для справки: «Литцендрат — это многожильный провод,
особенностью которого является то, что каждая его жила изолирована от прочих.
Обычно это лаковая изоляция. Сверху провод может быть обмотан слоем лавсановых,
капроновых или шёлковых нитей.

В таком проводе максимально
уменьшены потери на скин эффекте. У него лучше показатели по потерям на высоких
частотах по сравнению со сплошными проводниками. Чаще всего его используют в
конструировании импульсных источников питания и другого высокочастотного
оборудования. А именно — в намотках катушек индуктивности. Такие катушки имеют
более высокую добротность при сходных размерах и весе. Это объясняется более
эффективным использованием суммарного сечения составляющих этот провод жил, так
как переменный ток в проводнике протекает преимущественно в поверхностном слое.
У катушек с литцем намотано больше проволочек при одинаковом общем сечении.
Применение литцендратов повышает добротность катушек на 30-40 %

Обозначаются обычно
несколькими буквами, первые две из которых Л и Э, а прочие указывают на тип
внешней изоляции. Например, ЛЭШО — литцендрат с однослойным шелковым
изолированием, а ЛЭЛД — с двойным лавсановым.

Диаметр проволок разнится
от пяти сотых до десятой доли миллиметра, число в проводе может быть разным —
от семи проволочек до нескольких десятков, а иногда даже сотен. Для провода с
десятью проволоками среднего диаметра, вес одного километра будет составлять
около полукилограмма.»

Ремонт проигрывателей виниловых пластинок

Кроме этого, многие звукозаписывающие компании подогревают жизнь винилов, все чаще выпуская первые альбомы именно на таких носителях. К тому же на некоторых уникальных виниловых пластинках существуют редчайшие записи, аналогов которым не существует на, скажем, дисках.

Но ничего не долговечно, поэтому может наступить тот день, когда Ваш уникальный проигрыватель винила может перестать работать. Поломки могут быть различными, от самых элементарных, до тех, из-за которых ваше устройство уже будет невозможно восстановить.

В любом случае, с задачей по починке вашего проигрывателя может справиться опытный мастер нашей компании, который благодаря профессиональным знаниям поможет Вам вернуть любимое устройство в работоспособное состояние.

Наши мастера делают ремонт проигрывателей различных моделей и производителей : Sony, Technics, Panasonic, Scott, Pioneer, Thomson, Вега, Рекорд.

  • Ремонт винтажных проигрывателей виниловых дисков
  • Ремонт LP-проигрывателей класса Hi-Fi и Hi-End
  • Ремонт профессиональных DJ вертушек
  • Простой ремонт — без замены деталей/li>
  • Сложный ремонт — с заменой деталей
  • Профилактика — чистка, смазка, тонкая регулировка проигрывателя

Ремонт аудиотехники для нашей мастерской является приоритетным направлением. Виниловые или LP-проигрыватели являются, пожалуй, наиболее старыми источниками сигнала эры Hi-Fi и Hi-End, а на музыке с виниловых дисков выросло не одно поколение меломанов. Проигрыватели винила выпускаются многими компаниями, среди которых есть и гранды мировой индустрии, и небольшие специализированные компании.

В просторечии проигрыватели музыкальных дисков называют вертушками. Проигрыватель винила — это один из основных инструментов работы диск-жокеев. Чаще всего вертушка используется для скретчинга — вращения диска руками в такт ритму.

Шелл

«а вообще к арктуру подойдет любой
шелл для S-образных тонармов»

«Ну а собсно чем Stanton не устраивает, помоему куда более
симпатичней чем «уголок арктура» Я уже заказал — два Ждемс.»

«Пришли шеллы ((stanton) Мне очень понравились. Легкие! (Но
не пластмасса — сплав какой то) Всем рекомендую. Самое главное голову можно
двигать как хочешь! Буквально за вечер выровнил (на слух конечно, пластинка
есть, но пока не мерил — некогда) уровни в каналах. Да и эффективная масса
тонарма серьезно уменьшилась, но антискейтинг теперь надо переделывать, для
такого шелла сильно грубый»

«поставил Стентоновский шелл-впечатления о нем самые лучшие,
стал как там и был»

«К Арктуру подходит любой стандартный шелл.»

Минусы

— Недостаток Арктура по сравнению с Арией: злаполучные
микросхемы на плате управления двигателем. Придется
минимизировать риски выхода из строя этих редких микросхем дабы устранить сей минус

— У Арктура сильный рокот, надо очень точно подстраивать
напряжение на каждой обмотке и зазоры между тремя обмотками и ротором, поэтому
выбрал Арию, к тому же она и посимпатичней смотрится. Настройки
магнитной системы произвести не так уж и сложно, что и было сделано мной в
процессе апгрейда сего девайса. Более лучшие параметры можно получить
настройкой системы управления двигателем.

— Откровенное говно двигатель этого Арктура и генератор для
этого двигателя, а также плата управления ЭПУ. Просто
не умеете его готовить, что ту еще можно сказать J

— Прямой привод (помехи, плавание скорости, видимо
температурно не стабилизирован). Да, кварцеванию
данный аппарат без серьезных переделок не подлежит, но это считаю не проблема,
при правильной настройке диск вполне себе держит заданную скорость.

— Подшипник сделан из рук вон плохо, жуткий люфт. Изначально люфт в тонарме действительно был жутким, но
это легко устраняется регулировочными винтами тонарма, подшипник скольжения диска
вполне сделан прилично, просто надо его смазать.

— Навеска на тонарм обоймы для антискейтинга и автостопа
(увеличивает вес)

— Тонарм (убогий антискейтинг, топорная обработка скобы в
которой вращается тонарм, проблематичность регулировки тонарма в горизонтальной
и вертикальной плоскости). Опыта cвинилом не мнго, поэтому nocomments.

Смазка.

«Для смазки
подходит Литол. Конечно старую смазку лучше смыть, и положить новую.»

«Одну каплю в
подшипник тонарма. Также по капле в подшипники двигателя, ролика,
промежуточного вала.»    Ну тут все
понятно, сомнений не вызывает, такчто так и делаем.

«да и
микролифт/автостоп прыгучий. У меня тоже был прыгучий довольно, пока демпферную
смазку не обновил везде где она должна быть…»

Двигатель

«в подпятнике,
вместо пластика стальной шарик. Шпиндель отрегулирован, стабилизатор частоты
оборотов переделан. Теперь на стробоскопе насечки стоят как вкопанные.» Это мы оставим на случай когда совсем много свободного
времени будет некуда девать.

Электроника

«В схему
ставится стабилизатор и пропадают все проблемы с электроникой.»

 «С питанием
было обнаружено еще вот что:

У меня еще в
1984 г. одна УЛ-ка сразу же крякнула, в бытрадиотехнике еле достали 2 шт.
запасных, заработал только со вторым экз. ul1403p: впаивали, затаив дыхание).
Разобравшись со схемой, выяснил, что параллельно ОУ включена лампочка индикации
скорости, и тогда напруга питания в норме. Когда тонарм заводится на стойку,
лампочка отключается и напряжение подпрыгивает раза эдак в полтора от
указанного на схеме. Причем питание операционников нестабилизированное и
подается сразу же при включении аппарата кнопкой на лицевой панели. в 86м долго
не мудрил: простейший стабилизатор из транзистора, стабилитрона, резистора был
припаян навесным монтажом прямо на плату, в разрыв питания ОУ. Так все и
работает до сих пор.

Аналогично был доработан еще один такой же
«АРКТУР-006», не дожидаясь «шухера»: броски U пит. тоже
присутствовали.»

Стабилизатор в
схему ставим, но всех проблем с электроникой это не решит, да и решение это так
сказать на любителя. Я например заметил, что без стабилизатора динамика разгона
диска была лучше, т.е. диск выходил на заданные обороты быстрее, видимо это
связано с ограничением пуского тока после установки стабилизатора, пока его не
было, двигатель получал достаточно энергии от трансформатора. А лампочки
индикации скорости заменил синими яркими светодиодами, уменьшив потребляемую
нагрузку, хоть чуть но разгружаем трансформатор питания, потребляемый ток.

Основные технические характеристики ЭП

Частота вращения диска
………………………………………………….. 45, 33 об/мин.Номинальный диапазон частот …………………………………………..
20…20000 Гц.Коэффициент детонации …………………………………………………………………
0,1 %.Относительный уровень рокота …………………………………………………….
-66 дБ.Уровень фона ……………………………………………………………………………….
-63 дБ.Габариты
………………………………………………………………………
460х200х375 мм.Масса …………………………………………………………………………………………….
12 кг.

Особенность ремонта LP-проигрывателей

В отличие от других аудиоустройств, проигрывали виниловых дисков являются очень «капризными» в изготовлении и ремонте с точки зрения механики. Основные узлы проигрывателя — привод диска и тонарм со звукоснимателем, конструируют и производят таким образом, чтобы обеспечить стабильное считывание звуковой дорожки грампластинки. Если в CD-плеере нестабильность работы сервомеханизма можно компенсировать с помощью электронных систем коррекции ошибок, то в проигрывателе виниловых пластинок ошибки считывания неминуемо приведут к артефактам – искажениям, перекосам тонального баланса, щелчкам или детонации звука. Поэтому все механические узлы проигрывателя изготавливаются с максимально возможной точностью, а в процессе эксплуатации проигрыватель грампластинок необходимо периодически регулировать и настраивать.

Существует несколько основных конструкций вертушек для винила — с прямым, роликовым или пассиковым приводом диска, с различными типами тонармов и шасси («стола»). Все они по-своему влияют на определенные нюансы в звучании пластинки, хотя основные требования к качеству воспроизведения всегда остаются неизменными.

Плюсы

+ Съёмный шелл. С
целью улучшения технических параметров в итоге сделал его не съемным J

+ Более серьёзный тонарм. (по сравнению с
Арией 102-ой)

+ Более удобен в эксплуатации по части
автоматики (автостоп- возврат тонарма).

+ Наличие встроенного корректора. Для кого то это минус или просто ноль, а для меня это
было + на момент принятия решения т.к. внешнего корректора в наличие не было.

+ ЭПУ и плата управления ЭПУ — Унитра
Польша. HiFiоднако,
как тут + не поставить.

+ не паханное поле для творческой работы. Чем собственно и займемся, так сказать есть где проявить
свои творческие способности.

А теперь немного от себятины

К улучшению корпуса я подошел капитально. Все лишнее
счистил до пластика шкуркой, все лицевые стороны выровнял, да и не лицевые тоже
по максимуму выровнял. Мелкие царапинки, сколы зашпаклевал. Далее загрунтовал
корпус, на грунтовку ушел один балон грунта. Дальше поверх грунта 2 балона
краски черной матовой, ну и в конце концов лак 1 балон и результат на фото!

Чтобы проводка в тонарме не висела и не болталась из
пробки изготовил фиксаторы проводки, заодно получил эффект симметричности
сигнальной проводки относительно экранирующей трубки тонарма, что то вроде
симметричного кабеля.

Думал как усовершенствовать стробоскоп, дело тут вот в
чем, если делать автономный кварцованный стробоскоп, то возможно будут
возникать проблемы с видимостью рисок на диске, это может происходить в случае
не совпадения фазы колебания кварцевого генератора стробоскопа и фазой
электропитающей сети, в результате чего световые волны от осветительных
приборов помещения и излучателем стробоскопа начнут компенсировать друг друга.
Питание светодиодика от сети 220В не рассматривал т.к. во первых нужен гасящий
резистор, который будет просто выделять тепло, во вторых 220в лишний раз будет
гулять через весь корпус наводя помехи. Поэтому решил запитать светодиод стробоскопа
от отдельной низковольтной обмотки трансформатора. Проинспектировав
трансформатор блока питания, обнаружил немного свободного места на его катушке куда
и домотал тонким проводом обмотку питания светодиода. Еще одним источником
помех в виде неоновой лампы стало меньше.

Чтобы по корпусу не распространялись звуковые волны,
задемпфировал его вибропластом, а все соединения со столом ЭПУ сделаны через
фетровые шайбы. Т.о. Эпу получилось полностью изолировано от пластикого корпуса
проигрывателя.

Чтобы трансформатору питания лучше дышалось, увеличил
вентиляционные отверсия под ним на дне корпуса.

Пока все

Литература

1 МРБ – 1133
(стр. 80) АРКТУР-006

2 МРБ – 1164 Электроника
ЭП-060-стерео.Это фактически G-2021 c линейным движком на отечественной
электронике. Сравните.

3 Радио №7 1987
г., стр. 28.

4 Матюшенко С.
Об одной неисправности ЭПУ G-2021. — Радио, 1988, № 1, с. 61;

5 Белый А.
Савчук А. Ремонт системы привода диска электропроигрывателя
«Арктур-006-стерео». — Радио, 1988, № 7, с. 42, 43;

6 Гренок О.
Увеличение частоты вращения диска в электрофоне «Арктур-006-стерео». — Радио,
1989, № 8, с. 50;

7 Сезонов Е.
Доработка системы привода ЭПУ «Арктура-006-стерео». — Радио, 1991, № 9, с. 49;

8 Халецкий С.
Устранение щелчка в «Арктуре-006-стерео». — Радио, 1992, № 5, с. 21;

9 Кунафин Р. О
доработке проигрывателя «Арктур-006». — Радио, 1998, № 9, с. 20;

10 Наумов М. Доработка
электропроигрывателя «Арктур-006». — Радио, 2006, № 9, с. 24 и т. д.

11 http://www.klyachin.ru/forum/topic.php?forum=3&topic=246&p=1

12 http://www.klyachin.ru/forum/topic.php?forum=3&topic=678&p=27

13 http://www.klyachin.ru/forum/topic.php?forum=3&topic=678

14 http://vprl.ru/index/skhemy_ehlektrofonov/0-56

15 http://audioportal.su/showthread.php/28166-%D0%90%D1%80%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80-006-%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0-001-%D0%90%D1%80%D0%B8%D1%8F-102

16 http://elenium42.narod.ru/arktur-tuning.html

17 http://david.embedders.org/Arctur.htm

18 http://qui2005.narod.ru/arct006.htm

19 http://hiend.borda.ru/?1-7-0-00000002-000-100-0

20 http://elenium42.narod.ru/arkt

Узел коммутации головки

«Разобрал
коробочку, выпаял проводки с головы, больше ничего не трогал. Проводки припаял
напрямую к тюльпанам. Минус припаял к корпусу. Идеально! Но есть небольшой фон,
который усиливается когда дотрагиваешься до тонарма.»

Узел коммутации головки был исключен из схемы, провода от
тонарма сразу идут на корректор. Минус тут в том, что в режиме ожидания
звукасниматель подключен к усилителю и всякие механические воздействия на
тонарм и голову будут незамедлительно воспроизведены в АС.

Доработка
тонарма

«Полностью
разобрать, промыть, смазать и отполировать. Заменить проводку на ЛИЦ (ЛЭШО).
Настроить по таблице.» Тонарм полностью разобран,
лишние детали (в виде контактной площадки шела) изъяты, проводка заменена на
советский добрый ЛИТЦ свитый в пары и натянутый внутри тонарма, см. фото галерею.
Контакты со стороны головки выполнены из позолоченных контактов от разъема типа
DB9.

«Разъемы
оставляйте только на звукоснимателе, все остальное на пайку.» Так и сделал, поэтому замену шела можно теперь выполнить
только с паяльником.

«Самое главное
тонарм хорошо отрегулировать и согласовать с картриджем, по эффективной массе.»
Да, нудная задачка

«Переделать тонарм
— коническая алюминиевая трубка зацело с площадкой под головку (внутри трубку
заполнить пробкой или монтажной пеной), ввести вязкое демпфирование (хотя бы
вертикальных колебаний), применить противовес с центром тяжести ниже точки
подвеса и антискейтинг по типу нитка-гирька. После замены головки и переделки
тонарма поварируйте его массой (доп. грузы на трубку) и вязкостью демпфирующей
жидкости (глицерин, различные масла и т.д.). Если тонарм сильно колеблется, не
держит дорожку — не «лечите» это черезмерным увеличением прижима, а
работайте с резонансными характеристиками самого тонарма;»

Игла

«Обязательно
замените головку»

Подходящие головы:

 — Shure 75

 — Shure M75
type2

 — Pickering серия
головок классом повыше

 — Shure V-15 серия
головок классом повыше

 — Empire еще
получше

 — Coral еще
получше

 — SHURE M97XE

 — Audio-technica AT-110E

 — GradoBlack
$40

 — ГЗМ 055

 — ГЗМ 155-I

 — ГЗМ 155-II

«на Арктур вешал
голову ГЗМ 055 и он просто УБИВАЛ Денон!!! А с Аудиотехникой 110 за 1850 РУБЛЕЙ
и подавно!!! И не забывайте, что на Арктуре стандартный разъём на шелл, и это
довольно важно!»

«ГЗМ 055, 155-I,
155-II, 055 и 155-I с эллиптическими иглами, 155-II со сферической. Сфера стоит
и на MF.»

«Градация у
Градо (каламбур) такая: black 40$, green
60$, blue 80$, red 100$, silver 150$, gold 200$. Причем, в
качестве звучания прирост нелинейный — например, многие не слышат разницы между
black и red.»

«Изначально
тонарм заземлён возле подшипников.»

«Лучше заземлить
тонарм в месте установки разъёма шелла. Я не помню, где в оригинале заземлён
тонарм у Электроники, но так обычно лучше помехозащищённость.»

«Там где будете
делать тюльпаны, рядом сделайте клемму заземления, которая в свою очередь идет
на все ЭПУ включая тонарм полностью с шеллом.»

«Колодку между
шеллом и тонармом убирать не стал, исключение лишь в том, что зажимчики идут
только к звукоснимателю, а дальше колодка с двух сторон на пайке. Минус
звукоснимателя от одного канала кидайте на землю.»

«Земля тонарма
на фонокорректор. И стало тихо.»

Корректор

«Да и корректор
тоже на свалку пошёл.» (Родной)

«У меня корректор
В Ульянова из аудио портала на 6н9с и 6н8 дело в отсуствии проходных ёмкостей. рекомендуют
ФТ-2-я их в глаза невидел.»

«У меня ламповый
корректор ZKI»

«корректором
Никитина»

«Далее
сравнивали две вертушки. Электроника работала в паре с Никитинским корректором,
а Арктур с корректором Клячина/ЗКИ. Электроника с Никитинским корректором
несолько упрощала и округляла звуки, на простых композициях это давало ощущение
теплоты и комфортности, на сложных были заметны потери деталей и размытие
звуковой картины. Арктур играл более детально, в том числе и в вопросе
отображения эмоций. При прослушивании обоих аппаратов через корректор
Клячина/ЗКИ Электроника чуть подтянулась по детальности и точности звучания, но
общая тенденция сохранилась. Заметно нехватало музыкального разрешения и
точности звучания.»

Корпус

«баллансируем диск на
шиномонтажке…. (просто удивитесь сколько высверливать придется)» Да, диск не плохо бы отбалансировать, нада попробывать
сходить на шиномонтаж, посмотрим куда пошлют.

«Заменить пластмассовый корпус
коробчатого типа на фрезерованный цельнодеревянный — штатный корпус безнадёжен.
Убрать лишнюю механику — отвод тонарма, микролифт, подъём тонарма — всё это
сильно гремит, лечению не поддаётся да и не нужно. Задемпфировать стальное
шасси (можно приклеить полиуретановый коврик). Замените резиновый мат на
дополнительный диск из оргстекла (поверхность штатного диска — отполируйте).
Сделайте какой-нибудь прижим для пластинок»

«Только что закончил
«парафинить» свой арктур. Залил пока только половину, шипко муторное
занятие. У парафина есть большой плюс. Лишнее после отвердевания легко
убирается ножом не оставляя ни каких следов. Растапливал на водяной бане. Потом
по квадратикам заливал.»

«Корпус тот же, только после
покраски на 9 слоёв автомобильной эмалью (под рояль) и отполирован,
задемпфирован. Весит килограммов 8-10, в общем тяжёлый.»

«Автомобильный антигравий
черного цвета. Продается в балончиках. Вид — дело второе. Антигравий сделан на
основе различных мастик с примесью резины. Поверхность получается как бы из
резины. Обладает отличной шумоизоляцией и опять же съедает лишние резонансы
корпуса.»

«По хорошему,
арктуру нужен другой корпус. Но так как я решил выдерживать разумные рамки
апгрейда (новый корпус, новый диск, уход от прямого привода = новый
проигрыватель) то существующий корпус демпфируем. Чем? Каждый решает сам. Мне
удобнее парафином потому как он позволяет корректировать ошибки. Тут надо
слушать, слушать и еще раз слушать.»

«Проигрыватель
обесшумлен вибропластом от и до! Нижняя часть залита парафином.»

 «Вчера залил
диск силиконом, за ночь почти высох (диск заметно прибавил в весе, ушло 2
шприца силикона…),»

«Короче. Решился
— диск запарафиню. Думаю завтра отчитаюсь. Имхо, удобнее чем силиконом (сохнет
быстрее) А вот корпус, наверное, лучше было силиконить (только я уже
запарафинил, переделывать чета не тянет).»

«До кучи:
Вытачил ноги — вороненые шипы. Смотрится обалденно. На неделе выложу фото. И
определился таки с корпусом — буду красить. Цвет корпуса — черный под лак. Диск
— серебро.»

«Ножки обычно
ставят на жесткую поверхность и делают в виде шипов»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альтернативный Хозторг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: